Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
08.08.2018
В нефтяном противостоянии ЕС и США в Иране победит Россия

Последний материал The Wall Street Journal по поводу перспектив нефтегазовой политики России в отношении Ирана основан не на совсем верных посылках – считает директор Фонда энергетической политики Сергей Пикин.

Россия не задействована в закупке иранской нефти

Напомним, что данное американское издание пришло к выводу, что Россия, Индия и Китай после выхода Соединенных Штатов из ядерной сделки с Ираном продолжат покупать иранскую нефть, несмотря на введенный Вашингтоном режим односторонних санкций.

Вместе с тем, специфика американского закона CAATSA, который регулирует санкции США против России, Ирана и КНДР, заставит эти три государства отказаться от инвестиций в нефтегазовую промышленность Ирана. И это станет решающим обстоятельством в контексте развития данной стратегической для Тегерана отрасли национальной экономики и может свести на нет все иранские планы.

«Здесь нужно отметить, что Россия не покупает и никогда не покупала нефть у Ирана. Просто у Москвы и Тегерана была программа, которая предполагала под собой закупку иранской нефти в обмен на отечественные товары», - констатирует Пикин.

Другой вопрос, что эта программа так и не стала реальностью, несмотря на то, что Москва и Тегеран тщательно обсуждали данный вопрос и планировали его реализовать, например, в контексте импорта в Иран продукции российского автомобилестроения.

Американские санкции носят эффективный характер

Что касается снижения уровня участия российских нефтегазовых компаний в экономике Ирана, то это предположение американцев имеет под собой основания. Достаточно вспомнить ситуацию, когда в отношении Ирана были введены легитимные санкции ООН, и это сразу привело к тому, что «Лукойл» и другие российские компании спешно вышли из этой страны, что тогда очень не понравилось Тегерану.

И пока непонятно, как здесь себя поведут себя российские компании, но нужно понимать, что уровень участия России в Иране не такой большой, как в конце нулевых годов, поэтому речь здесь идет о перспективных контрактах.

«Если еще раз взять вопрос обмена товаров на иранскую нефть, то он всплыл еще во время первых санкций в отношении Ирана, которые носили не односторонний характер со стороны США, а были назначены Совбезом ООН. Данное соглашение между Москвой и Тегераном тогда не пошло, и нефть из Ирана покупал только Китай, который и стал для Тегерана главным рынком сбыта», - резюмирует Пикин.

В настоящий момент ситуация с санкциями серьезно изменилась – это больше не легитимные санкции ООН, а односторонние санкции США, но, учитывая влияние Вашингтона на глобальную экономику, они также чрезвычайно эффективны.

Курс российских компаний зависит от них самих

Достаточно сказать, что экспертное сообщество пришло к выводу, что в том случае, если администрация США не согласится на то, чтобы ограничить характер действия собственных санкций в отношении Ирана, это чувствительно скажется на торговле с Тегераном. Да, европейские страны не вышли из ядерной сделки с Ираном, но санкции США могут парализовать все их сотрудничество с этой страной.

«Что касается отечественных компаний, то они уже уходили из Ирана в силу того, что сотрудничество с этой страной могло дать основание для введения международных санкций и против них. Теперь же ситуация здесь несколько другая», - заключает Пикин.

Во-первых, санкции США носят односторонний характер. Во-вторых, они и так действуют против многих отечественных нефтегазовых компаний, поэтому вызывает очень большие вопросы перспективность подобных действий Вашингтона.

«Соответственно, весь вопрос заключается в решении руководства отечественных компаний – выйдут ли они из Ирана вследствие угроз со стороны США или останутся там, как это сегодня хотят проделать европейцы», - констатирует Пикин.

Санкции США ограничат развитие иранского нефтегазового сектора

Впрочем, главный вопрос здесь заключается в судьбе иранского нефтегазового сектора, который после подписания ядерной сделки в июле 2015 года считали главной угрозой для глобального рынка нефти.

Были ведь даже разговоры, что Иран после выхода из-под международных санкций стремительно увеличит свою добычу нефти и обвалит мировые цены, причем это даже вызвало дискуссию внутри ОПЕК, где Тегеран активно противостоял Эр-Рияду

«Теперь речи не может идти речи о повышении добычи нефти в Иране. Сейчас главной задачей Тегерана в рамках своего нефтегазового комплекса является удержание добычи на текущем уровне или хотя бы ее ограниченное снижение. Просто это исходит из того обстоятельства, что значительных инвестиций в иранский нефтегазовый комплекс ждать неоткуда», - резюмирует Пикин.

Здесь была надежда именно на западные инвестиции, а теперь они закрываются с помощью санкций США, а что касается России, то у нашей страны просто нет нужного количества средств, которые необходимы Ирану для увеличения своей добычи.

«Более того, все здесь зависит от второго этапа введения антииранских санкций США. И пока является большим вопросом, что они на деле будут из себя представлять. Так что, здесь нам нужно запастись терпением и посмотреть, как ситуация будет развиваться дальше. Будет ли в этом вопросе какое-то серьезное усиление санкций со стороны США или нет», - заключает Пикин.

Таким образом, пока здесь ничего не решено, но все идет к тому, что Иран очень сильно пострадает от решения президента США Трампа по выходу Вашингтона из ядерной сделки.

Ссылка на источник