Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
23.10.2018
Цены на бензин. Почему растут акцизы

Минфин изыскивает новые меры для сдерживания роста цен на бензин. В ведомстве признали, что этот процесс может привести к повторению топливного кризиса. Эксперты комментируют ситуацию.

О признании правительством того факта, что рост бензиновых цен способен породить топливный кризис, сообщила газета «Ведомости». Ссылаясь на высказывание директора налогового департамента Минфина Алексея Сазанова, она отметила, что кабмин ищет новые возможности, так как очередная компенсация нефтяникам за внутренние поставки уже невозможна.

По словам Сазанова, относительно способов воздействия на цены есть разные предложения, однако снижение акцизов на топливо в 2019 году в их числе не обсуждается. Напомним, с 1 января 2019 года акциз должен вырасти в 1,5 раза, то есть до уровня 12 314 рубля за 1 тонну. Счетная палата РФ, представляя заключение на проект федерального бюджета, указала, что такое увеличение акциза может привести к резкому росту цен на бензин.

Газета «Коммерсантъ» утверждает, что правительство завершает создание механизма для контроля над ценами на топливо. По ее сведениям, Минэнерго и нефтекомпании согласились увеличить обязательные продажи бензина и дизтоплива на бирже, чтобы дать независимым АЗС возможность получать топливо по приемлемой цене. Выполняя эти обязательства, нефтяники смогут получить из бюджета компенсацию потерь от сдерживания цен.

В министерстве газете подтвердили, что поддерживают предложение ФАС и готовы «подписать совместный приказ по повышению норматива биржевых продаж бензина до 15% от производства, дизельного топлива – до 7,5%». Пока крупнейшие НК должны были продавать через биржу 10% бензина и 5% дизтоплива.

В то же время сроки согласования приказа не утверждены: в Минэнерго уверяют, что документ от ФАС пока не поступал; по словам же заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, проект приказа был отправлен в Минэнерго еще во второй декаде октября.

Мнение о происходящих в области цен на топливо процессах высказал «Полит.ру» Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. По его мнению, эффективность меры, которую предполагает использовать правительство, пока оценить нельзя, поскольку прежде такие механизмы не использовались и нет ясности, как именно они сработают.

«В первую очередь правительство надеется, что с помощью механизма обратного акциза сможет регулировать вопросы ценообразования на внутреннем рынке, то есть мотивировать нефтеперерабатывающие заводы, чтобы они не поднимали стоимость нефтепродуктов даже в ситуации, когда им более выгодно поставлять их за рубеж. Но как он будет реально работать, пока неизвестно, потому что на практике этот механизм пока не использоваться – это своего рода теоретическая конструкция.

Что мы реально имеем? Что с 1 января акциз увеличивается, а рост акцизов всегда приводит к росту стоимости топлива. Это аксиома, которая из года в год подтверждается. Но, как обычно, правительство не имеет стратегии по регулированию рынка – оно все время отвечает на те вызовы, которые возникают в реальности. Мы видели это в начала 2018 года, когда пришлось уже по-живому перекраивать ситуацию с акцизами. Посмотрим, как будет в следующем году. Если ситуация повторится, придется принимать какие-то более серьезные меры, чем сейчас», – объяснил Сергей Пикин.

О том, какие механизмы сдерживали рост бензиновых цен до сих пор, и о том, какие еще способны сдержать его могут использоваться, если прежние окажутся невозможны, с «Полит.ру» подробнее поговорил Дмитрий Лютягин, независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК.

«С одной стороны, правительство говорит, что нужно сдерживать цены на нефтепродукты. Эти цены в России выстраиваются по определенным механизмам, и все эти механизмы достаточно прозрачно определены. Это так называемый экспортный netback: нефтяники смотрят, за сколько они могут размешать тот же самый объем того же качества нефтепродуктов за рубежом, и оценивают, какова должна быть стоимость этих нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Соответственно, цены на нефтепродукты внутри России для нефтяников зависят от четырех показателей: стоимости валюты (доллара в первую очередь), цен на нефть и действующей налоговой системы и стоимости транспортировки. Эти четыре составляющих влияют на формирование цены на топливо на внутреннем рынке. То есть нефтяники цены не придумывают: они смотрят, за сколько топливо покупается и продается на внешних рынках, и обратным счетом определяют его стоимость на рынке внутреннем.

С учетом этих механизмов, связанных с демпфирующими надбавками, они и действуют. Когда они видят, что netback выше на внешних рынках, они приходят в правительство и говорят, что будут повышать цены, а правительство должно тогда выделять демпфирующие надбавки, которые компенсируют недополученную прибыль. То есть давать некую субсидию для нефтяников, чтобы они не повышали цены.

С учетом резких колебаний на рынке, которые мы видим в последнее время по цене на нефть и по валюте, правительство не хочет больше отдавать такое количество надбавок и пытается найти иные механизмы. А иные механизмы, на самом деле – это налоговая система и тому подобные решения, которые принимаются, опять-таки, правительством. То есть это полностью во власти правительства – остановить рост цен на нефтепродукты, если оно этого хочет, через механизм акцизов.

Акцизы у нас каждый год повышаются серьезно: они увеличиваются на 1-2 рубля на литр ежегодно. С 2019 года также ожидается соответствующее увеличение. Если посмотреть на тонну, ее цена должна вырасти за этот счет примерно на полторы тысячи рублей. Напомню: акциз – это прямой налог, который взимается с граждан Российской Федерации, когда те вставляют «пистолет» в бак своего автомобиля на АЗС. Поэтому для того, чтобы цена на бензоколонке не выросла на эти полтора рубля, правительству просто нужно отказаться от повышение акциза. Вот и весь механизм, который позволяет сдержать рост цен на нефтепродукты.

Однако правительству нужно изыскивать средства на выполнение майских указов. Думаю, они это прекрасно понимают, и потому не соглашаются отказаться от повышения акцизов. Вот и вся логика: в один микрофон представитель правительства будет говорить о том, что нужно сдержать рост цен на нефтепродукты, а в другой микрофон скажет, что со следующего года акциз на топливо увеличится на такую-то сумму. Таков парадокс ситуации: в правительстве можно решить вопрос, не выходя с дискуссией к обществу и нефтяникам, однако с дискуссиями выходят.

Есть ли иные способы сдерживать цены на бензин, если не отказываться от повышения акцизов? Ну, можно пересмотреть налоговую систему заново. Это долгий вариант – если акциз может быть изменен фактически по щелчку пальцами, вмиг, то для изменения налоговой системы потребуется комплексный подход, и в этой темы есть нюансы, которые нужно обсуждать и с нефтяниками, и с экспертным сообществом, и к тому же довольно длительное время. Намного проще было бы решать вопрос с акцизами.

Но акцизы дают «живые деньги» для правительства, а сопровождающий их повышение рост цен практически на все из-за роста цен на бензин не мешает кабмину жить. Да, населению сложнее станет, зато, с точки зрения кабмина, в бюджете будут деньги», – сказал Дмитрий Лютягин.

Ссылка на источник