ТГК-2 стала для «Газпрома» безнадежным должником. Лоббировать ее интересы перед газовым концерном начинают главы регионов
Конфликт неплатежей за поставленный газ между одной из крупнейших тепло- и энегрогенерирующих компаний ЦФО и Северо-Запада — ОАО «ТГК-2» — и «дочкой» «Газпрома» — «Газпром межрегионгазом», — продолжающийся больше 2 лет, зашел в тупик. В конце января вице-премьер Аркадий Дворкович поручил разработать план погашения многомиллиардного долга к началу марта, но компании не смогли прийти к консенсусу, рассказали «Известиям» источники, близкие к переговорам. 27 февраля Минэнерго поставило компаниям новый дедлайн — 9 марта. ТГК-2, греющая и питающая дома потребителей в пяти областях страны и в Македонии, не сможет выбраться из кризиса без больших потерь, говорят эксперты и констатируют: единственный выход для компании погасить долги — напрямую взимать платежи с населения через сбытовые компании и претендовать на весенние госгарантии.
ТГК-2 (контролируется группой «Синтез» сенатора Леонида Лебедева) начала активно генерировать долги за газ с 2013 года вследствие того, что не смогла получить платежи от населения через управляющие компании. Долги ТГК-2 перед «Газпромом», по ее версии, составляют 4,4 млрд рублей на 1 марта 2015 года; по версии «Газпрома» — 10,3 млрд рублей.
У других ТГК (таких в России 13, принадлежат различным частным и госструктурам, в том числе «Газпрому») таких долгов не накоплено, так как они успели организовать систему прямого взимания платежей, объясняет гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.
— Она нарвалась на недобросовестные управляющие компании, которые просто не рассчитались, уровень недобора платежей доходит до 70%, — говорит Листовский.
ТГК-2 и Лебедев искали причину неудачи не в себе, а в законодательстве, пытаясь внести изменения в закон «О теплоснабжении» и Жилищный кодекс РФ — так, чтобы собирать платежи с населения напрямую, без участия управляющих компаний, но эта тактика не принесла успеха. В пресс-службе ТГК-2 сообщили, что ведут судебные разбирательства с управляющими компаниями, но те зачастую оказываются однодневками. Долги управляющих перед ТГК-2 составляют 5,9 млрд рублей (порядка 85% приходится на теплоэнергию, остальное долги за электричество).
Компании с января не меняли своих предложений — ТГК-2 предлагала «Газпрому» реструктурировать долг на три года и зачесть в счет оплаты часть имущества ТГК-2: газовую турбину за 1,4 млрд рублей, а также газопровод в Ярославле за 400 млн рублей (копии соответствующих писем есть у «Известий»). Долг таким образом снизится до 3 млрд рублей, которые ТГК-2 рассчитывает покрыть за счет китайских инвестиций через СП, которое планируется создать в Архангельской и других областях. Для этого, правда, необходимо, чтобы активы, в которые рассчитывает инвестировать китайская госкорпорация Huadian (в частности, речь идет об Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ), были выведены из залога у региональных структур «Газпрома», говорят представители ТГК-2. В «Газпроме» не согласны на предложения ТГК-2 и требуют погасить долг живыми деньгами за три месяца.
Еще одним решением для компании, говорят в пресс-службе ТГК-2, может стать создание совместных предприятий с китайской госкорпорацией на базе других активов. Huadian, как заявляют в компании, интересуют активы ТГК-2 в Новгородской, Вологодской, Архангельской и Ярославской областях — гендиректор компании Андрей Королев оценивал возможные инвестиции в сумму до 20 млрд рублей. Но энергостанции опять же находятся в залоге у региональных структур «Газпром межрегионгаза», ВЭБа и ВТБ (на конец июня долги перед ВТБ оценивались в 8 млрд рублей, у нее в залоге Ярославские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Костромская ТЭЦ-2, часть Новгородской ТЭЦ, македонская ТЭЦ), имеется кредит в Газпромбанке. И это другая, более масштабная проблема ТГК-2 — общая задолженность перед банками сейчас составляет 14,4 млрд рублей.
В 2014 году страдающая от долговой нагрузки компания продала два убыточных актива в Тверской и Костромской областях (в первом случае местным предпринимателям, во втором — муниципальным властям; суммы сделок не раскрываются). На худой конец, для уменьшения долга ТГК-2 не исключает возможности передачи контролирующего пакета в российско-китайском СП по строительству Хуадянь-Тенинской ТЭЦ (Ярославль; 51% у ТГК-2, 49% — у Huadian) китайской госкомпании. Пока же ТЭЦ не могут подключить к газу из-за позиции «Газпрома», и Huadian из-за этого просит перенести ее запуск на начало 2016 года.
В ТГК-2 сетуют, что вопрос так и останется нерешенным из-за базовых условий деятельности компании, прежде всего низкой платежной дисциплины потребителей тепла и электроэнергии. Вместе с высокими банковскими ставками это не позволяет ТГК-2 выйти из хронического кассового разрыва. В пресс-службе «Газпром межрегионгаза» говорят, что с ТГК-2 холдинг будет взыскивать задолженности в судебном порядке, а также отключать от газа в рамках законодательства.
Гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский пояснил «Известиям», что прерывать поставки газа на остальные активы компании «Газпром» не сможет как минимум до мая, когда заканчивается отопительный сезон. По его мнению, по итогам будущих переговоров Минэнерго порекомендует банкам-кредиторам ТГК-2 дать ей дополнительный кредит, в котором правительство может выступить гарантом — из-за растущих долгов ТГК-2 становится всё труднее найти инвестора на свои активы.
В дискуссию с участием правительства и компаний начали вмешиваться и администрации областей, в которых находятся проблемные объекты ТГК-2. К примеру, летом конфликт затронул поставки горячей воды потребителям Ярославля, тогда власти области заверили ТГК-2 в своей поддержке и готовности оказать содействие в урегулировании проблемы. Теперь предложения ТГК-2 поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, направив письмо президенту «Газпром межрегионгаза» Кириллу Селезневу (копия есть у редакции), попросив «Газпром» высвободить из залога имущество ТГК-2 для последующей его передачи в собственность инвестора, то есть китайской Huadian — это позволит привлечь в область значительный объем финансовых ресурсов, необходимый для модернизации энергетических объектов.