Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
10.08.2019
Тема недели: пошлины против нефти

Будущее нефтяного рынка остается под угрозой — для долгосрочной стабильности одних вербальных интервенций мало


На министерской встрече ОПЕК+, которая должна состояться 12 сентября в Абу-Даби, Саудовская Аравия может предложить всем участникам соглашения пойти на еще большее сокращение добычи для стабилизации рынка на фоне опасений рецессии и сокращения спроса на энергоносители. Данная информация уже произвела положительное действие на нефтяные котировки. Но вербальные интервенции не могут оказывать длительное влияние на цены, поэтому будущее нефтяного рынка остается под вопросом.

Из официального сообщения следует, что на сентябрьском заседании мониторинговый комитет ОПЕК+ должен выработать рекомендации по стабилизации рынка нефти в условиях резкого падения цен. Однако саудовский чиновник, говоривший на условиях анонимности с Bloomberg, сообщил, что королевство не потерпит дальнейшего снижения цен и обсудит ситуацию с другими производителями. По всей видимости, речь идет об увеличении текущих сокращений. Кроме того, в Эр-Рияде отметили, что по всем регионам заявки на поставки нефти демонстрируют сильный спрос.

«Королевство могло бы удовлетворить сентябрьский спрос и добывать около 10,3 млн б/с, потому что спрос гораздо выше, но… сократило заявки покупателей на 700 тыс. б/с в попытке сохранить стабильность на рынке», — приводит слова источника Bloomberg.

Стоит отметить, что в начале июля страны ОПЕК+ единогласно одобрили продление сделки по сокращению добычи нефти на существующих условиях еще на девять месяцев, до конца марта 2020 г. На первое полугодие 2019 г. оно было согласовано в объеме 1,2 млн б/с от уровня октября 2018 г.; на Россию приходится 228 тыс. б/с. При этом, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), РФ в июле перевыполняла сделку по сокращению добычи нефти ОПЕК+ на 16% против 14% в июне. Всего же ОПЕК+ в июле перевыполнил соглашение о сокращении добычи нефти на 34%; добыча ОПЕК снизилась на 190 тыс. б/с, до 29,71 млн б/с. Добыча стран ОПЕК+ в июле составила 43,85 млн б/с, сократившись на 200 тыс. б/с к июню.

«Стабильное соблюдение сделки обусловлено продолжающимся перевыполнением со стороны Саудовской Аравии, где добыча упала до самого низкого уровня с февраля 2015 г.», — говорится в докладе МЭА. В агентстве сообщили, что данные также отражают и падение нефтедобычи в Иране и Венесуэле из-за санкций.

Помимо объективных и субъективных причин сокращения добычи в странах ОПЕК+, существует серьезный геополитический фактор — обострение напряженности в Персидском заливе.

Тем не менее рынок это пугает гораздо меньше, чем американские таможенные пошлины на китайские товары и возможное замедление роста экономики Поднебесной. Международное энергетическое агентство активно помогает «медвежьим настроениям», снижая прогнозы роста мирового спроса на нефть. В частности, теперь агентство снизило рост спроса на нефть на 100 тыс. б/с в 2019 г. и 50 тыс. б/с в 2020 г.

У российских отраслевых аналитиков нет единого мнения относительно будущего нефтяного рынка. Впрочем, они замечают, что даже разговоры о сокращении квот на добычу со стороны стран — участниц соглашения ОПЕК+ способны удерживать нефтяные цены на приемлемом уровне.

Главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович отметил, что снижение нефтяных котировок происходит «на настроениях», которые характеризуются фронтальным risk-off.

«Если обратиться к фундаментальной картине нефтяного рынка, ситуация, на наш взгляд, пока не испытала критически негативных изменений.

Заметим также, что масштабные по объемам взаимные торговые пошлины со стороны США и Китая действуют в течение уже достаточно долгого времени, но их давление на рост мирового спроса на нефть еще далеко от критического, способного отправить годовые темпы роста нефтяного спроса значительно ниже 1% г/г.

Другими словами, фундаментальный базис нефтяного рынка даже в условиях эскалации торговой напряженности продолжит балансировку, что может стать существенным «вытягивающим» драйвером для нефтяных цен», — пояснил аналитик.

Он читает, что к балансу нефтяной рынок ведет как выполнение сделки ОПЕК+, так и геополитика.

«В отношении действия сделки мы ожидаем, что некоторые крупные экспортеры продолжат придерживаться стратегии агрессивного перевыполнения квот. На сегодняшний день уже начали поступать традиционные вербальные интервенции со стороны представителей Саудовской Аравии, что страны-участники фактически «сделают все, что потребуется для поддержания нефтяного рынка». Как показывает практика этой сделки (начатой в 2016 г.), такого рода заявления могут являться предзнаменованием усиления сокращения добычи со стороны королевства: согласно текущим комментариям, саудиты в сентябре могут сократить добычу еще на 0,7 млн б/с. Также не стоит забывать, что, помимо секвестра нефтяного предложения со стороны действия ОПЕК+, добыча Ирана и Венесуэлы также остается изолированной от рынка в рамках американских санкций.

В результате данный набор факторов позволяет нам ожидать возвращения нефтяных цен к отметкам $65 и выше в перспективе до конца лета», — заявил Покатович.

Он предположил, что в краткосрочной перспективе ценовые движения могут характеризоваться повышенной амплитудой.

«На недельном горизонте мы не ожидаем провалов цен до отметок $55, более вероятным видится движение котировок к уровням $58–60», — пояснил эксперт.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев в интервью «НиК» отметил, что из-за продолжения экономического конфликта США и Китая регуляторы отыгрывают риски мировой рецессии и снижения спроса на энергоносители.

«Соответственно, экспортеры должны как-то реагировать. Но кроме сокращения квот на добычу сырья, других способов реакции нет. Пока непонятно, что и как они решат. Но если удастся поднять цены хотя бы выше $60 за баррель, будет хорошо», — заявил аналитик.

По его мнению, на встрече в Абу-Даби могут прозвучать разные предложения по объемам сокращения.

«Но однозначно снижение будет», — подчеркнул Разуваев.

Отвечая на вопрос о том, почему стоимость нефти не растет на опасениях эскалации конфликта с Ираном и перекрытия Ормурзского пролива, эксперт заметил, что в настоящее время никто не верит в большую войну, как и в реальные перебои с поставками нефти через Персидский залив: «Они верят именно в рецессию и снижение спроса».

Он также подчеркнул, что России выгодно участвовать в соглашении ОПЕК+, потому что для нас ценовой фактор очень критичен, по крайней мере для бюджета.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин указал, что после того, как развязалась торговая война между США и Китаем, возникли большие опасения по росту спроса на энергоносители со стороны Поднебесной.

«Именно Китай является главным драйвером мирового спроса на нефть. Соответственно, цены реагируют на фактор торговой войны США и КНР, поэтому и опустились ниже $60 за баррель. Кроме того, продолжает расти добыча нефти в США», — пояснил эксперт в интервью «НиК». Он считает, что для рынка само обсуждение сокращения добычи является важным фактором поддержки нефтяных цен.

По его мнению, задержания танкеров в Персидском заливе уже отыграны рынком нефти, фактор замедления экономики Китая гораздо более значим.

Впрочем, ситуация может измениться в случае серьезного военного конфликта на Ближнем Востоке, но в вероятность такого развития событий пока никто не верит, заметил Пикин.

Стоит отметить, что у стратегии сокращения производства ради стабилизации цен много противников. Ни для кого не секрет, что на фоне снижения производства нефти в странах ОПЕК+ увеличивается добыча сланцевой нефти в США. Это американское «импортозамещение» сталкивается со многими трудностями экономического и геологического характера. Тем не менее оно поддерживается государством за счет постоянного перекредитования, поэтому при росте нефтяных цен данный сектор начинает развиваться активнее, вытесняя традиционных нефтяных экспортеров.

Ссылка на источник