Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
17.04.2018
Сетевым энергокомпаниям режут инвестиции. ФАС требует сдержать тарифы

Антимонопольщики предложили кардинально изменить регулирование

ФАС предложила революционные поправки в методику регулирования, которые участники рынка уже сейчас называют последовательным затягиванием гаек. Антимонопольное ведомство считает целесообразным снизить возврат по RAB-регулированию на 7% – таким образом ФАС объясняет попытку сдерживания энерготарифов. Пока инициатива еще прорабатывается, однако участники рынка уже опасаются, что правила игры будут изменены задним числом. Сетевики считают, что нововведение делает RAB непривлекательным, и прогнозируют сильное снижение объемов и темпов строительства в отрасли: крупные инвестпроекты не смогут быть обеспечены за счет тарифов. Особенно последствия коснутся крупных промышленных центров, к примеру, таких, как Свердловская, Челябинская области или Большая Тюмень, где сконцентрированы крупные потребители. Однако ФАС также предлагает альтернативу для выстраивания долгосрочных стабильных отношений между сетями и регуляторами. Первый вариант предполагает введение так называемых «эталонных сетей», второй – долгосрочные соглашения с субъектом. Последняя концепция отдает все полномочия по тарифообразованию регионам, что сильно увеличивает роль губернаторов и позволяет им вести куда более конструктивный торг с бизнесом.

ФАС России выступила с инициативой по изменению условий RAB-регулирования тарифов для территориальных сетевых организаций (ТСО). В частности, предлагается снизить доходность на инвестированный капитал с 11% в год (действует сейчас) до условного инфляционного уровня в 4%. Еще одно предложенное ФАС нововведение – расчет необходимой валовой выручки (НВВ) ТСО, исходя из фактически вложенных средств, а не планируемых, как это делается сейчас. Поправки могут коснуться наиболее развитых экономических центров, где ведется активное строительство и сосредоточены крупные потребители. В УрФО к таким регионам можно отнести, к примеру, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую области и ХМАО. Соответственно, в первую очередь, изменение регуляторики касается крупных ТСО и котлодержателей – ОАО «МРСК Урала», АО «Тюменьэнерго» и АО «ЮРЭСК».

Уточним, RAB-регулирование позволяет обеспечить сетевой организации значительный объем инвестиций в тарифах на услуги по передаче электрической энергии за счет ежегодного возврата стоимости введенных объектов. Таким образом, чем больше компания вкладывает в развитие, тем выше доход, получаемый из тарифа. При этом источник для инвестиций формируется вне зависимости от обоснованной потребности. Таким образом, компании в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли.

Однако гарантированным возврат инвестиций оказался только в теории. На практике же после инвестиционного бума, последовавшего за применением методики, оказалось, что вернуть все и всем не удастся из-за сильных тарифных последствий. Причем скачок цен оказался таким, что его не удалось сдержать даже за счет «размазывания» возврата на несколько лет.

Сейчас из-за искусственного сдерживания тарифов, в отрасли сложилась ситуация, когда инвестор вложил средства, но обещанного возврата не получил. По информации федеральных СМИ, только группа «Россети» требует вернуть более 65 млрд рублей. Среди территорий УрФО RAB-регулирование действует только в Свердловской области. Как ранее писала «Правда УрФО», в конце 2017 года РЭК приняла решение продлить RAB для филиала ОАО «МРСК Урала» – «Свердловэнерго» до 2020 года. В самой компании признают, что инициатива ФАС сильно бьет по сетям, однако для уральской «дочки» ПАО «Россети» она не актуальна.

Данный проект касается, в основном, возврата сглаживания по RAB-регулированию. Суть в том, что возврат накопленного сглаживания производится по годам с так называемой «нормой доходности». Согласно действующим нормативным документам по тарифам эта норма доходности равна 11% в год. В предлагаемом проекте нормативного документа она заменяется на процент инфляции в 4%. То есть разница достаточно ощутимая.

«Для ОАО «МРСК Урала» проблема возврата сглаживания остро не стоит. В филиалах «Свердловэнерго» и «Челябэнерго» сглаживание возвращено в полном объеме. В филиале «Пермэнерго» период RAB-регулирования завершен и начат новый период регулирования по методу индексации 2018-2022 гг. При этом в тарифном решении зафиксирована величина сглаживания, подлежащая возмещению в 2018-2022 годах, которая будет возвращаться в течение периода согласно действующему законодательству», – заявил официальный представитель компании.

Для АО «Тюменьэнерго» («дочка» «Россетей», работает на территории ХМАО, ЯНАО и Тюменской области) RAB-регулирование завершилось в 2013 году, когда регулятор отказал компании в его продлении. Наиболее конфликтная ситуация, связанная с RAB-регулированием, на данный момент сложилась в ХМАО-Югре, где работает местная ТСО – АО «ЮРЭСК» (контролируется правительством округа). Компании сильно урезали тариф, в результате чего она недополучила по RAB порядка 800 млн рублей. Сейчас ЮРЭСК через суд пытается вернуть эти средства, обязав регулятора учесть эти средства в тарифах на следующие периоды.

По мнению экспертов, изменение параметров RAB сильно ударит по инвестициям в электросетевой комплекс. Компании, которые уже обожглись на этом, тем более не захотят продлять сотрудничество с государством на таких условиях. Директор «Фонда энергетического развития» Сергей Пикин отмечает, что пока неясно, будет ли продлен RAB и в каком виде.

«При переходе на эту модель были тарифные срезки, в результате чего накопились десятки миллиардов рублей, которые надо компенсировать. Стоит вопрос – продлевать RAB, или возвращать эти средства иным способом. В основном, регионы идут на продление, чтобы «размазать» возврат и сгладить тарифные последствия», – указывает эксперт.

Участники рынка считают, что неопределенность условий, как и их суть, могут остановить стройку в отрасли. «Крупные инвестпроекты не укладываются в тарифные решения по методу «затраты плюс». Если не будет тарифного возврата, сети не смогут строить в таких масштабах, как при RAB. Соответственно, необходимы новые пути, которые учтут интересы и потребителей, и сетей», – делится мнением менеджер одной из ТСО.

В качестве альтернативы ФАС предлагает электросетям два подхода: «эталонные затраты» (по принципу энергосбытовых компаний) либо регуляторные соглашения между ТСО и регионами. Второй подход предполагает значительное увеличение полномочий регионов в области тарифного регулирования. Согласно концепции, между субъектом и ТСО заключается долгосрочное соглашение, в котором четко прописывается формула роста НВВ компании, параметры инвестиционной программы, ее титулы. Регион же в свою очередь берет на себя обязательства соблюдать неизменность этого соглашения и обеспечить требуемы тарифные решения.

В целом, участники рынка характеризуют политику ФАС как затягивание гаек. Многие ТСО опасаются, что правила игры будут изменены задним числом, что буквально потрясет отрасль, особенно в промышленных и экономических центрах. С другой стороны, рынок видит в последовательных действиях антимонопольщиков игру в пользу потребителей и попытку сдержать рост тарифов.

Ссылка: http://pravdaurfo.ru/articles/164123-setevym-energokompaniyam-rezhut-investicii-fas?_utl_t=fb