Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
06.11.2018
На независимые АЗС нагрянут ревизоры

Правительство поручило ФНС и ФАС присмотреться к «дорогим» автозаправкам

Правительство решило навести порядок на розничном рынке топлива. Отныне деятельность независимых сетей АЗС будут во внеплановом режиме проверять Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Вице-премьер Дмитрий Козак, давший контролирующим ведомствам это поручение, призвал их сосредоточиться на тех заправках, которые более чем на 4% превышают индикативный уровень цен на топливо.

Ранее Козак заявил, что независимые АЗС (компании, не имеющие ни заводов, ни собственных месторождений) допускают «много безобразий», однако пресекать эти нарушения надо аккуратно, чтобы не вызвать коллапса на рынке закрытием заправочных станций.

На встрече 31 октября, напомним, Минэнерго, ФАС, нефтяные компании и независимые НПЗ согласовали меры по стабилизации цен на российском топливном рынке. Субъектам поручено до 31 марта 2019 года сдерживать мелкооптовые цены на бензин марки АИ-92 на уровне 53,5 тыс. рублей за тонну, на АИ-95 — на уровне 56,6 тыс. рублей за тонну, на летнее дизельное топливо — 51,2 тыс. рублей за тонну. При этом рост розничных цен на топливо не должен в январе 2019 года превысить 1,7% с учётом увеличения НДС, а с 1 февраля стоимость не должна расти темпами выше прогнозируемой инфляции.

Разные весовые категории

По мнению президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, уровень в 4%, о котором говорит вице-премьер Козак, является «очень жёстким ограничением» и не позволит нормально функционировать владельцам независимых заправок. В свою очередь глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что мониторинг розничных цен — это, по сути, введение санкций и административных мер в отношении небольших АЗС, которые не подписывали никаких соглашений «и не участвовали в картельном сговоре правительства и нефтяных компаний».

«Независимые сети АЗС и вертикально интегрированные компании находятся в разных весовых категориях, — заметил в беседе с News.ru директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Первые, в отличие от вторых, не производят топливо, они его покупают у производителей. Цены у независимых АЗС напрямую зависят от цен на оптовом рынке, а у вертикально интегрированных компаний — от их внутренней политики».

Правительство не о том думает

И сейчас, когда зафиксирована договорённость между сырьевыми монополистами и правительством о неповышении цен, именно независимые игроки оказались в самом невыгодном положении, убеждён Пикин. Во многих регионах это чуть ли не единственные поставщики топлива, а из-за низкой или даже отрицательной маржи многие из них оказались на грани банкротства.

«Правительство неверно ставит задачу: ему надо думать о том, как предотвратить массовое закрытие независимых АЗС. Если цена на оптовом рынке будет удерживаться на относительно низком уровне, это добавит им рентабельности. В противном случае, чтобы выжить на рынке, им придётся повышать цены на величины выше оптовых. А вообще, надо разбираться с каждой компанией отдельно», — говорит эксперт.

Токсичный фактор рынка

Иначе смотрит на ситуацию заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его мнению, кабинет министров действует абсолютно правильно, поскольку «независимые игроки, доля которых в общем количестве АЗС выросла за последние 10 лет с 50% до 70%, являются одними из наиболее токсичных факторов рынка». Именно они, считает собеседник News.ru, разгоняют волну слухов об угрозе дефицита топлива, что, в свою очередь, приводит к ажиотажному спросу и краткосрочному росту цен.

«Люди из ФАС приходят, прежде всего, к крупным игрокам, поскольку с ними всё проще и понятнее. Они контролируют 30% заправок, но реализуют 60−70% всего топлива. А вот независимые компании отслеживать физически сложнее из-за их огромного количества, но именно они в 2018 году первыми стали повышать цены, мотивируя это убытками, низкой маржой. Но кто может гарантировать, что это повышение происходило пропорционально росту оптовой цены, а не волюнтаристски?» — ставит вопрос Фролов.

В то же время грести всех под одну гребёнку нельзя, отмечает он: понятие «независимый игрок» подразумевает АЗС с разной структурой бизнеса, с разной долей сопутствующих товаров в доходах, с разными размерами сетей. Поэтому необходимо проверять всех участников рынка, а не только тех, к кому проще прийти. Первопричину ценовой проблемы эксперт видит в росте себестоимости нефтепродуктов, напрямую связанном с ростом налога на добычу полезных ископаемых. В среднем этот налог даёт до 38% цены на бензин АИ-92, поясняет Александр Фролов.

Ссылка на источник