Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
02.12.2014
«Лукойл» и «Транснефть» хотят отправить нефть из Татарстана в отдельную трубу

На фоне падения цен на черное золото нефтяники снова поднимают проблему сернистой нефти

Накануне стало известно о жалобе «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» на конкурентов, производящих высокосернистую нефть и ухудшающих в целом качество сырья в трубопроводах. Об этом сообщили федеральные СМИ. Речь в первую очередь идет о «Татнефти» и «Башнефти» — они сдают в систему магистральных трубопроводов России высокосернистую нефть. «Транснефть» предлагает проект по разделению высокосернистой нефти и более качественной и направлению ее на экспорт через порт Усть-Луга. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что такой проект неоправданно дорог и приведет к росту тарифов. Тем более что после 2020 года «Татнефть» сможет перерабатывать всю добытую ей высокосернистую нефть на ТАНЕКО.

Лукойл и Транснефть хотят отправить нефть из Татарстана в отдельную трубу

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов пожаловался вице-премьеру Аркадию Дворковичу на ежегодное ухудшение качества нефти 

СИБИРСКИЕ НЕФТЯНИКИ ПОЖАЛОВАЛИСЬ НА КОНКУРЕНТОВ ИЗ ТАТАРСТАНА

Две нефтяные компании — «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» — обратились в правительство России с жалобой на конкурентов, производящих высокосернистую нефть и ухудшающих в целом качество сырья в трубопроводах.
Глава «Лукойла» Вагит Алекперов в начале сентября пожаловался вице-премьеру Аркадию Дворковичу на ежегодное ухудшение качества нефти, направляемой на российские НПЗ, и тот поручил минэнерго, минэкономразвития, «Транснефти» и нефтяным компаниям проработать вопрос регулирования схемы технологических грузопотоков для сохранения качества сдаваемой и получаемой нефти, сообщает РБК. В конце ноября с жалобой на качество нефти к заместителю вице-президента «Транснефти» Игорю Кацалу обратились уже представители «Сургутнефтегаза», заявив о поддержке проекта, согласно которому высокосернистая нефть должна быть отделена от более качественной и направлена на экспорт через порт Усть-Луга. «Татнефть» и «Башнефть» сдают в систему магистральных трубопроводов России высокосернистую нефть, получая на выходе нефть сорта Urals более высокого качества. Таким образом другие нефтяные компании, добывающие более легкую нефть, фактически дотируют эти компании, считают в «Транснефти».

«Планируется сформировать поток за счет месторождений высокосернистой нефти Татарстана, Удмуртии, Башкортостана (Азнакаево — Альметьевск) и частично нефти Оренбургской области. Это существенно улучшит качественные показатели нефти в схеме технологических грузопотоков», — написал в октябре вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин заместителю главы минэнерго Кириллу Молодцову. Общий объем поставок через Усть-Лугу может составить до 23 млн. т нефти в год. По предварительным расчетам, это потребует 2 млрд. рублей инвестиций, но зато позволит существенно улучшить качество нефти, идущей на экспорт по другим направлениям, пишет РБК. Содержание серы в нефти, отгружаемой через порт Приморск, снизится с 1,42% до 1,3%, а через Новороссийск — с 1,36 до 1,2%.

Лукойл и Транснефть хотят отправить нефть из Татарстана в отдельную трубу

«Татнефть» и «Башнефть» сдают в систему магистральных трубопроводов России высокосернистую нефть, получая на выходе нефть более высокого качества 

ЭПОХА ЛЕГКИХ НЕФТЕЙ ЗАКОНЧИЛАСЬ

Претензии «Транснефти» к качеству татарстанской нефти поднимаются не впервые. Одна из последних волн бурного обсуждения была поднята в ноябре 2012 года, когда журнал «Нефть России» опубликовал материал под громким названием «Татарская нефть обрушивает российский бюджет?», а впоследствии его перепечатали многие СМИ. Авторы статьи заявили, что «под угрозой оказалось качество стратегического экспортного товара России — нефти», приводя доводы о том, что в татарстанской нефти высок процент содержания серы. В ответ на пресс-конференции по итогам года гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов зачитал письмо бывшего министра топлива и энергетики РФ Сергея Шматко, где тот докладывал ситуацию вице-премьеру (им был тогда Игорь Сечин): «На ухудшение качества принимаемой нефти оказывает влияние как работа предприятий первичной переработки, так и общая тенденция старения выработки месторождений, без ввода в работу новых».

«На трубе, где добывается легкая нефть, построено много предприятий, занимающихся первичной переработкой нефти. Это «самовары», которые перегоняют бензин. Они отвлекают «из трубы» ни много ни мало порядка 30 миллионов тонн нефти. В трубопроводе, который идет в западном направлении, содержание серы составляет 1,4-1,5. В южном направлении — 1,6-1,7. Мы до пуска ТАНЕКО всю нефть поставляли в трубопроводную систему «Транснефти». Ни один завод не перерабатывал нефть с содержанием серы 1,8. Мы ее поставляли в трубопроводную систему, она вся размещалась, и сегодня мы отвлекаем из трубопроводной системы нефть с содержанием серы 1,8. При этом отдельные товарищи еще говорят, что мы портим качество нефти», — заявил Тахаутдинов.

В качестве варианта решения проблемы глава татарстанской компании предлагал создать банк качества нефти, кроме того, по его мнению, должно было быть пересмотрено и налогообложение в части добычи тяжелой нефти. «Мы должны платить столько, сколько этот товар может поднять», — выразил мнение Тахаутдинов.

Газета «БИЗНЕC Online» вчера обратилась за комментариями в «Татнефть», но ответ оперативно получен не был.
В конце 2013 года заместитель вице-президента «Транснефти» Игорь Кацал принимал участие в нефтяном саммите в поселке Карабаш Бугульминского района РТ и заявил, что «эпоха легких нефтей закончилась». «Мы это понимаем и готовы работать с нефтью любого качества», — добавил он. Тогда казалось, что точка в этом вопросе поставлена. Но теперь, как видим, эту же тему подняли другие нефтяные компании. Если проект «Транснефти» будет реализован, то потери «Татнефти» составят $35 с тонны, «Башнефти» — $40 за тонну, подсчитали авторы публикации в РБК.

Лукойл и Транснефть хотят отправить нефть из Татарстана в отдельную трубу

Шафагат Тахаутдинов: «Отдельные товарищи говорят, что мы портим качество нефти»

СТРОИТЕЛЬСТВО ДЛЯ «ТАТНЕФТИ» И «БАШНЕФТИ» ЧЕГО-ТО ОТДЕЛЬНОГО ПРИВЕДЕТ К РОСТУ ТАРИФОВ

Ренат Муслимов — консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:
— Этот вопрос будируется уже давно, с начала 2000 годов. Его всегда в первую очередь ставили сибиряки, поскольку качество их нефти лучше. Тогда даже был законопроект о введении так называемого банка качества, по которому можно было бы вести взаиморасчеты. Но банк качества так и не начал работать, поскольку «Татнефть» и «Башнефть» должны были сами решить эту проблему. Вопрос стоял о том, что их нефть должна была собираться отдельно и отдельно же транспортироваться. Но мы говорили, что будем сами перерабатывать эту нефть, поэтому просили ни банк качества, ни каких-либо других нововведений не вводить. Вопрос ведь пошел еще со времен Советского Союза, когда для переработки этих высокосернистых нефтей был специально создан завод в Кременчуге, на Украине. Но Украина от нас ушла, все наши активы там в Кременчуге захватил Коломойский, все провалилось.

Я не знаю, почему сейчас опять поднимают эту проблему. Видимо, причина в том, что цена на нефть уменьшилась. Но «Татнефть» решает сейчас эту проблему следующим образом: на ТАНЕКО будут введены два мощных завода. Один — на 7 миллионов тонн нефти в год, но его впоследствии хотят реконструировать, чтобы увеличить переработку до 10 миллионов тонн. И еще один завод будет перерабатывать 4 миллиона тонн. Фактически мы будем перерабатывать 14 миллионов тонн нефти в год. Тогда мы сможем перерабатывать всю свою сернистую нефть. Но это будет не раньше 2020 года. Поэтому до 2020 года «Татнефть» будет возражать против отдельной перекачки своей нефти, это ведь непростой вопрос. Я думаю, что все это кончится общими разговорами, а дело будет идти так, как оно идет сейчас — к масштабной переработке высокосернистых нефтей.

Сергей Пикин — директор фонда энергетического развития, эксперт по энергетике:
— Проблема высокосернистой нефти в нефтепроводах очень стара, о ней говорят уже много лет. Говорят о снижении качества нефти, о том, что это влияет на качество бренда… Но разделение нефти на два нефтепровода, по моему мнению, неэффективно. У нас ведь вся трубопроводная система принадлежит «Транснефти», и попытка задействовать часть ее «ниток» под более плохую по качеству нефть приведет к тому, что одна из «ниток» будет перегружена, а другая — недогружена. Это приведет к повышению издержек «Транснефти», к повышению тарифов и, как следствие, к повышению расходов производителей нефти на прокачку. Я бы попытался финансово воздействовать на «Башнефть» и «Татнефть», взимая повышенные тарифы за прокачку более сернистой нефти, но это все в руках регулятора. Но в любом случае требуется решение правительства.

Лукойл и Транснефть хотят отправить нефть из Татарстана в отдельную трубу

Если проект «Транснефти» будет реализован, то потери «Татнефти» составят $35 с тонны,
«Башнефти» — $40 за тонну 

Конечно, есть определенная логика в рассуждениях о том, что из-за ухудшения качества компания теряет доллар-два с каждого барреля. И в пересчете на общие цифры возникают уже миллиарды долларов. Но я не сказал бы, что это происходит только из-за «Татнефти» и «Башнефти». У нас и вся остальная нефть не особо блещет качеством. Где-то она хуже, где-то лучше…

И если говорить о таком разделении, то мне кажется, что технологически это будет довольно сложно реализовать. Объемы добычи «Башнефти» и «Татнефти» не так высоки, если сравнивать их с «Лукойлом», «Роснефтью», «Газпромнефтью». Строительство для них чего-то отдельного, выделение отдельных ниток не приведет к оптимальной загруженности. Это просто приведет к росту тарифов.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
— Периодически этот вопрос поднимался как властями, так и самими нефтяниками. При высоких ценах добываемая в России нефть смешивалась в трубе и так поставлялась на экспорт. Теперь получается, что компании, добывающие более качественную сибирскую нефть, фактически недополучают часть дохода, так как их нефть смешивается в трубе с высокосернистой нефтью, а получившаяся смесь стоит дешевле. Очевидно, что нужно как-то решить эту проблему. К примеру, с учетом того, что в Татарстане со временем будут добывать все больше вязкой и сверхвязкой нефти, предлагалось построить завод именно для ее переработки, чтобы не транспортировать такую нефть. Но, насколько известно, пока никакого решения не принято. Если отделять нефть с высоким содержанием серы и экспортировать ее отдельно, то нужно понять, есть ли необходимая инфраструктура, можно ли ее для этого использовать. Если есть и использовать ее можно, то тогда получается, что нужно политическое решение для этого. Если такой инфраструктуры нет, то нужно понять, кто, а главное, на какие деньги будет ее создавать.

Понятно, что именно низкие цены на российскую нефть вновь вызвали к жизни эту дискуссию. Теперь главное, чтобы она завершилась каким-либо решением, а не осталась опять в подвешенном состоянии, когда все знают о проблеме, но никто не хочет или не может ее решить.