Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
16.02.2015
Лекарство от кризиса

Спасти экономику от резкого сокращения ВВП могут масштабные инвестпроекты

На дворе экономическая рецессия. По прогнозам, Россию в 2015 году ожидают не лучшие времена. Спрос сокращается, импортозамещение пока не смогло расшевелить промышленность. В этой ситуации спасти страну от совсем резкого сокращения ВВП (5-6%) могут крупные инвестпроекты. Так, весной 2015 года первый металл будет получен на Богучанском энергометаллургическом объединении — одном из самых масштабных в России инвестпроектов с момента распада СССР.

Самый крупный со времен СССР

Весной будет закончено строительство Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), состоящего из самой крупной из построенных в постсоветское время Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода. Как заявляет инвестор, компания РУСАЛ, в марте заработает первый пусковой комплекс завода — мощностью 147 тысяч тонн. Полная же мощность предприятия составит 588 тысяч тонн алюминия в год.

Таким образом, алюминиевый завод станет крупнейшим гарантированным потребителем электроэнергии, вырабатываемой на БоГЭС. «Завод строится в формате кластера сразу вместе с ГЭС. Такое сочетание является одним из самых эффективных промышленно-энергетических объединений.

Алюминиевое производство требует огромное количество электроэнергии, поэтому она должна быть дешевой, экологически чистой и возобновляемой. Всем этим критериям отвечает энергия ГЭС. По сути, алюминий — это энергия воды, превращенная в твердую форму. Современных примеров, подобных проекту БЭМО (БоАЗ + БоГЭС), в мире немного», — прокомментировали «Газете.Ru» в РУСАЛе плюсы от синергии.

«В этом проекте будет очень большая синергия для алюминиевого завода, поскольку порядка 60% в себестоимости алюминия — это энергия. Издержки при таком производстве будут в рублях, внутри страны, а стоимость алюминия на мировых рынках сейчас нормализовалась», — добавляет директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко.

Начало строительству БоГЭС было положено еще в 1970-х годах, но в начале 1990-х оно было заморожено из-за нехватки средств. Спустя 10 лет глава РУСАЛа Олег Дерипаска предложил достроить ГЭС, причем теперь уже в связке с алюминиевым заводом. Идею создать энергометаллургический кластер из завода и ГЭС, который дал бы импульс развитию экономики Нижнего Приангарья, поддержал тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф. Соглашение между РУСАЛом и «Русгидро», которые занимались строительством на паритетных началах, было подписано в 2006 году, а уже в 2012 году были запущены первые гидроагрегаты БоГЭС. Она стала первой крупной ГЭС из построенных в постсоветское время и пятой по величине в России.

«Этот проект является наглядным и ярким примером успешного государственно-частного партнерства,
когда государство выделило деньги на строительство инфраструктуры (Внешэкономбанк предоставил кредиты на сумму 50 млрд рублей для строительства объекта — «Газета.Ru»)», — комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Проект использует целый ряд технологий и ноу-хау, которые до сих пор не применялись в России. В частности, БоАЗ станет одним из самых «зеленых», если не самым «зеленым», металлургическим предприятием в России.

«Оборудование газоочисток обеспечивает очистку газов с эффективностью 99,7%. Система водооборота на предприятии замкнутая — никаких стоков не будет вообще. Отходы производства будут отправляться на вторичное использование», — рассказывают в РУСАЛе.

Мультипликативный эффект

Проект даст импульс развитию всего региона Нижнего Приангарья, рассчитывают эксперты. По словам Сергея Пикина,
в среднесрочной перспективе БЭМО сыграет значительную роль в росте ВВП в Сибири: наличие энергетической базы, в частности, создаст возможности для освоения новых промышленных производств и месторождений.

«Гидроэнергия обеспечивает чуть ли не половину всей энергии Сибири, если не рассматривать Западную Сибирь. На базе дешевого источника энергии логично появление, например, производства целлюлозы. ЦБК было бы выгодно здесь организовать, поскольку издержки бизнеса были бы зафиксированы в рублях, а доход был бы валютный», — говорит Сергей Пикин.

По мнению же Ивана Манаенко, проект БЭМО неизбежно подтянет за собой дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры региона. «Транспортная составляющая сильно влияет на конечную стоимость продукции. Для алюминия вопрос доставки очень важен, это позволило бы существенно снизить расходы», — говорит эксперт.

«От реализации данного проекта, безусловно, следует ожидать положительного эффекта. Создание новых энергетических мощностей должно привлечь в регион новых производителей, а также небольшие сервисные компании для обслуживания БоАЗ.

В долгосрочной перспективе БЭМО — это развитие транспортной инфраструктуры всего региона и новые рабочие места», — комментирует руководитель управления правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

Так, в РУСАЛ рассчитывают, что проект создаст в общей сложности около 10 тысяч новых рабочих мест (3500 сотрудников потребуется на новый алюминиевый завод).

При этом, чтобы решить вопрос с обустройством места жительства для работников, по сути будет создан целый город с новым жилым фондом и объектами инфраструктуры.

Безработица — главная опасность

БЭМО не единственный проект, который поможет регионам смягчить начавшиеся из-за кризиса сокращения в компаниях. Власти уже одобрили список других проектов, реализацию которых они готовы поддержать в 2015 году.

Как заявил на днях глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев после совещания у президента в Ново-Огарево, утверждено финансирование нескольких проектов из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Общая сумма вложений составит 525 млрд рублей. Эти деньги, в частности, пойдут на такие мегапроекты, как «Ямал-СПГ», «Сила Сибири», космодром «Восточный», Керченский мост.

«Сейчас положительно следует оценивать все те инициативы, которые направлены на развитие внутреннего спроса.

Заниматься их реализацией стоит именно сейчас, чтобы бизнесу было легче не только пережить кризисный период, но и в будущем иметь платформу для роста», — комментирует Виктор Демидов.

«В кризис всегда выделяется дополнительное финансирование на инфраструктурные проекты. Например, США как раз сейчас планируют увеличить финансирование инфраструктурных проектов: строительство дорог, мостов, социальных объектов. Поддерживая такие проекты, власти помимо развития общественной инфраструктуры способствуют еще и созданию дополнительных рабочих мест, что сейчас очень актуально», — комментирует в свою очередь председатель правления Центра развития ГЧП, член генсовета «Деловой России» Павел Селезнев.

По словам Павла Селезнева, инфраструктурные проекты возможно было бы реализовывать в кризисное время и без прямой поддержки государства: частные инвесторы готовы входить в такие проекты. «Для этого должны быть созданы необходимые условия.

Привлекать дополнительное финансирование частным компаниям сейчас сложно: ключевая ставка очень высокая, поэтому и ставки по кредитам завышены.

Но проблема решаема. Я считаю, что со стороны государства должно быть отдельное регулирование финансирования инфраструктурных проектов, чтобы их реализация не страдала от невозможности частных инвесторов привлечь кредиты», — резюмирует эксперт.