Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
25.08.2014
Китайская альтернатива: восточный сосед блюдёт свои интересы

Проекты развития солнечной и, прежде всего, ветроэнергетики будут воплощаться в России с помощью дальневосточных соседей. Китайские бизнесмены готовы организовать совместное производство генераторов-ветряков дешевле, чем их аналоги из стран Евросоюза. Предложения интересные, но требуют тщательных расчетов, полагают эксперты. В то же время можно отметить, что развитие российско-китайских экономических отношений продолжается, несмотря на то, что Пекин получает недвусмысленные предложения присоединиться к санкциям против России. Подробнее — в материале экономического обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.

Около 2 миллионов евро стоит один ветрогенератор, множество которых можно увидеть в европейских странах. Экологичность и, пожалуй, внешнее впечатление — главные достоинства этих циклопических сооружений. Но их строительство и эксплуатация дотационны, и без поддержки государства — немыслимы, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«В России механизмы поддержки приняты. Они должны заработать. В прошлом году уже определялись инвесторы, готовые построить солнечные и ветровые электростанции для нужд оптового рынка, и конкурсы уже были разыграны в прошлом году».

В теории альтернативная генерация может начать работу в нашей стране. Солнечные батареи — в южных регионах. Ветровые генераторы — на приморских территориях и в Сибири. Но цена киловатта, продолжает Сергей Пикин, будет кратно дорогой.

«Государство лишь создает условия работы, а потребитель оплачивает. Разница большая — от трех и более раз в зависимости от того, какого рода генератор, где он строится и как присоединяется к электрическим сетям».

Относительно низкая стоимость энергоресурсов сегодня — одно из конкурентных преимуществ России. Потому для ветряков возможный вектор развития — отдаленные поселки, где электричество поступает от мини-ТЭЦ. И здесь предложение китайских производителей, готовых собирать свои ветряки в России может оказаться интересным. Если впишется в экономические расчеты, отмечает заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков.

«Стоимость 1 кВт ветроэлектростанций обходится в 3 тысячи долларов за киловатт — без аккумуляторной установки и резервной дизельной электростанции. Нужно учитывать эти цифры — если стоимость китайского ветряка окажется в пределах 1,5-2 тысяч долларов за 1 кВт, а особенно если еще с аккумуляторной батареей, тогда окупаемость можно будет довести до 5 лет, и потребители почувствуют реальную выгоду».

При этом стоит учитывать, что весь период до достижения окупаемости потребителям придется оплачивать увеличенные счета. Впрочем, для России альтернативная энергетика — пусть даже с помощью Китая — способ удержаться в тренде развития, полагает Сергей Пикин.

«В отличие от Европы, развитие альтернативной энергетики — задел на будущее. Чем больше объектов строится, тем дешевле энергия. В США уже некоторые объекты генерации уже приблизились по стоимости энергии к углеводородным носителям, а некоторые даже оказываются дешевле их».

Китай готов работать с Россией не только в энергетических программах. Давление на Пекин, оказываемое США — прежде всего по голосованию в ООН, не привело к успеху, считает ст. научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский, для Китая на первом месте — национальные интересы.

«Национальные интересы — это и договоры в энергетической сфере, заключенные с Россией по газу, тем более что это рынок, на который США не могут повлиять. Китай будет идти своим путем, и Россия может опираться в некоторых шагах на Китай. Но это доверие не безгранично. Китай — мировая фабрика, рынок США для Китая играет огромную роль. Китай будет продолжать балансировать на грани этих интересов».

Стоить помнить, что объем товарооборота Китая и России уступает в 6 раз китайско-американскому. Политика диверсификации, проводимая сейчас Россией — особенно в сфере продажи ресурсов — полезна, говорит директор института экономики РАН Руслан Гринберг, главное — избегать в ней крайностей.

«Нам кажется, что Китай — дружественная держава, а Запад — злой. Китай растет — у Китая свои интересы. Наша экономика слаба по отношению к китайской — они производят готовые изделия, мы нет. Было бы правильно, если бы мы нашли баланс приемлемый для страны».

Международные аналитики полагают, что в сложившейся ситуации Китай получает максимальные бонусы, имея возможность ставить определенные условия и России, и Западу в отношениях с ними.


Прослушать аудио-версию:

Загрузка плеера