Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
28.12.2017
Эксперты о продаже газовых активов «Алросы»: напоминает жульническую схему «Башнефти»

Условия аукциона по продаже газовых активов «Алросы» – «Геотрансгаза» и «Уренгойской газовой компании» – вызвали вопросы и замечания у ряда экспертов после их публикации.

Компания «Алроса» сообщила 25 декабря о проведении аукциона на право приобретения 100 % акций компаний Maretiom Investments Limited и Velarion Investments Limited, владеющих полным пакетом ценных бумаг АО «Геотрансгаз» и ООО «Уренгойская газовая компания». Проведение торгов одобрил наблюдательный совет компании.

Начальная цена аукциона – 30 млрд рублей с шагом в 100 млн рублей. Торги назначены на 19 февраля 2018 года, прием заявок открылся 26 декабря и будет завершен 29 января.

Сразу несколько экспертов обратили внимание на условия проведения аукциона. Так, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев выделил три ключевых момента. Первый - спешка при проведении торгов (с момента объявления до проведения аукциона проходит чуть более месяца, тогда как обычно такого масштаба продажи занимают больше времени).

Действительно, почти треть от срока, отведенного на подачу документов, приходится на новогодние праздники, что затрудняет для компаний-участников прохождение согласования документов и получения разрешения в ФАС. Второй значимый момент также можно расценить как высокую планку, отсекающую желающих принять участие - размер предоплаты составляет 70 % от минимальной начальной стоимости активов (20 млрд рублей). Третий существенный фактор - оформленное юридически на этапе покупки отсутствие претензий у покупателя.

«На этом аукционе, в особенности учитывая предстоящие новогодние праздники, все странно. Такое ощущение, что это проводят «для своих». Касаясь ключевого условия аукциона об отсутствии претензий в бывшему владельцу, это, в общем, очень напоминает историю с «Башнефтью». Видимо, там у продавца не все чисто. Есть ощущение, что этой продажей хотят прикрыть некие непрозрачные ранее совершенные сделки. Что именно хотят прикрыть, мы сказать не может, но это условие заставляет очень сильно задуматься», - отметил Разуваев.

С ним солидарен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Если говорить о ключевом условии аукциона по газовым активам «Алросы», что покупатель не будет иметь претензий к бывшему владельцу, то тут все понятно. Это очень похоже на историю с «Башнефтью», помните же? Вот тут история буквально один в один».

«Вводится запрет на регрессивные требования, то есть предлагается получить актив и закрыть глаза на его прошлое по формуле: я тебе источник будущей прибыли, ты мне – отпущение грехов, - говорит известный экономист Никита Кричевский. - Видимо, устроителей и бывших владельцев двух газовых компаний напугал прецедент «Башнефти» (вне зависимости от того, кто предстоящий аукцион выиграет), кроме того, раз присутствует такая оговорка, значит, есть что скрывать. Есть сведения о списании геологических запасов, однако продавец их, естественно, не раскрывает. Если это, действительно, так – здесь попахивает 159 статьей, предусматривающей уголовное наказание за мошенничество».

«Алроса» приобрела газовые активы в 2005-2007 годах за 14 млрд рублей - по версии компании, для диверсификации бизнеса. Далее, в 2009 году, в разгар кризиса, компания продала 90 % акций «Геотрансгаза» и «Уренгойской газовой компании» структурам ВТБ за 620 млн долларов, а в 2012 году выкупила их обратно, но уже за 1 млрд долларов.

Как отмечает экономист Михаил Хазин, эту сделку курировал Юрий Трутнев, возглавлявший тогда Минприроды. Затем «Алроса» почему-то забыла о диверсификации бизнеса и заговорила о необходимости избавиться от непрофильных активов и пролоббировала через того же Трутнева правительственную директиву, позволяющую ей продать их по заниженной цене, напоминает эксперт.

Специалисты предполагают, что потенциальным кандидатом на приобретение газовых активов является «НОВАТЭК» и проводят параллели с аукционом на право пользования Гыданского участка, который прошел весной этого года. По мнению Сергея Пикина, срочность проведения торгов свидетельствует о том, что «Алроса» нашла потенциального покупателя, и прописала конкретизированные условия под определенного инвестора. «Видимо, раньше не было покупателя, а сейчас он появился. Притом не «может быть, появился», а точно появился. Кто конкретно это мог быть, я наверняка не скажу, поскольку пока не слишком тщательно следил за аукционом. Но это явно не «Газпром», потому что ему надо было бы совет директоров проводить. А вот «НОВАТЭК» как частная компания может все по другому алгоритму сделать, так что эта компания вполне может быть этим самым покупателем», - предположил Пикин.

И это все при том, отмечает Кричевский, что Владимир Путин поставил перед исполнительной властью и бизнес-сообществом задачу существенного улучшения делового климата. «Видимо, президент тогда не договорил, что правила для всех разные, либо в «Алроса» слушать не умеют», - добавляет эксперт.

Официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев отметил, что требование высокого (70 % от начальной объявленной цены аукциона) платежа является невыгодным для потенциальных участников тендера. «Когда вы под Новый год, когда уже большая часть населения и трудящихся отключаются на какие-то дела, объявляете конкурс - при том, что условием его является задаток, который надо внести 10 января, а заявки подавать можно по 29-е. То есть деньги вперед, у вас еще не факт, что возьмут заявки, а деньги вы, значит, покрутите», - сказал Леонтьев.

Он добавил, что еще одно из условий аукциона, запрет регрессивных требований, по сути — это отказ от любых гарантий: «Что мы вам продали, то мы вам продали. Купили - и отвалите». Есть разные сведения по поводу реальной геологии на этом участке, но никто не предоставляет реальной информации. Явные признаки того, что актив готовится под конкретного покупателя, потому что только конкретный покупатель и только по сговору может заключать сделку на таких условиях. Мы требуем прозрачности конкурса. Мы требуем вменяемых условий. Мы требуем в какой-то степени прийти в себя, потому что - что это за новогодний сувенирчик?».

Отметим, первый широко известный случай проведения торгов в российском ТЭК с дополнительными особыми условиями относится к июню 2015 года. Тогда при проведении конкурса по Гавриковскому лицензионному участку в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) было установлено требование, согласно которому вся добытая на участке нефть должна пойти на любой НПЗ, но почему-то исключительно в Ростовской области. В указанном регионе функционирует только Новошахтинский НПЗ - и как следствие, его собственник и стал победителем торгов. По оценкам специалистов, в России за последние 11 лет по нерыночным правилам было продано 56 % лицензий на разработку месторождений нефти и газа, причем в 2015 году эта доля достигла рекордного уровня в 72 %.

Этой весной Институт экономической политики Гайдара опубликовал исследование, согласно которому, объем нарушений при госзакупках составляет 2 трлн рублей в год. Самая популярная коррупционная схема при организации госзакупок — проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания.

Старший эксперт Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков ранее отмечал, что считает условие аукциона на Гыданский участок, согласно которому претендент должен иметь перерабатывающие мощности на Ямале, «довольно странным». По его словам, это требование сразу отсеивает остальных участников, кроме одного, при этом экономические обоснования этого условия не ясны.

Александр Разуваев считает, что выставленные на торги активы «Алросы» являются очень привлекательными с коммерческой точки зрения на фоне слухов о то, что «Газпром» потеряет экспортную монополию на трубопроводный газ, и будут действовать экспортные квоты, пропорциональны доле компании в общем объеме добычи.

Справка «ФедералПресс»:

АО «Геотрансгаз» и ООО «Уренгойская газовая компания» осуществляют деятельность по добыче природного газа и газового конденсата на территории Берегового и Усть-Ямсовейского лицензионных участков в Ямало-Ненецком автономном округе.

АО «Геотрансгаз» эксплуатирует валанжинскую газоконденсатную и сеноманску газовую залежи на своем лицензионном участке Берегового нефтегазоконденсатного месторождения.

ООО «Уренгойская газовая компания» проводит геологоразведочные работы, осуществляет проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы по освоению участка и вводу существующих месторождений Усть-Ямсовейского лицензионного участка в промышленную эксплуатацию.

Ссылка: http://fedpress.ru/news/77/economy/1925719