Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал в эфире телеканала «МИР 24», чем привлекателен арктический регион.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал в эфире телеканала «МИР 24», чем привлекателен арктический регион, какими ресурсами богат, о важности транспортной артерии и охране чувствительной природы.
Чем же так привлекателен этот регион? Какими ресурсами богат?
С.П.: Арктика – это то, что находится за полярным кругом. Большая часть природных ресурсов, которыми владеет Россия, там расположена. Причем потенциал по освоению гораздо больше того, что сейчас осваивается. Весь газ и большая часть нефти, 100 процентов алмазов, большая часть редких и цветных металлов, которые добываются на территории России, добываются в Арктике. Интерес к этому региону с каждым годом все больше и больше. Надо понимать, что климатически от Арктики зависит погода на всей планете. Многие течения, которые определяют климат в других странах, связаны с арктическим регионом.
Насколько выгодно освоение Арктики? Ведь регион крайне труднодоступный. К тому же там постоянно холодно.
С.П.:Ханты-Мансийский автономный округ осваивается, и это выгодно. Есть месторождения, которые находятся действительно далеко, на арктическом шельфе. Там существуют логистические проблемы. Не всегда стоимость ресурсов оправдывают затраты на их добычу, поэтому какие-то ресурсы выгодно добывать сейчас, и они добываются, а какие-то месторождения отодвинуты на будущий период.
Куда пойдут добытые там энергоресурсы?
С.П.: Часть ресурсов, безусловно, тратится на те страны, где они добываются – Канада, Норвегия, Россия и так далее, часть ресурсов экспортируется – это огромные объемы, примерно четверть всех ресурсов, которые экспортируются из России. С точки зрения экспорта это очень серьезный регион.
Насколько активно участвуют в освоение Арктики иностранные инвесторы?
С.П.: В отдельных проектах они присутствуют, делятся своим опытом и технологиями геологоразведки. Конечно, текущие санкции несколько осложняют сотрудничество. Если брать иностранные компании на территории других стран, то они получают лицензии. Это сложная кропотливая работа.
Насколько регион важен с точки зрения транспортной артерии?
С.П.: Северный путь – кратчайший путь из Европы в Азию. Другая альтернатива – Южное направление – значительно больше времени занимает. Россия может использовать это направление как транспортную составляющую. Таяние льда упрощают эту составляющую. Возможно, что в будущем это будет играть большую роль, чем добыча ресурсов.
Какие выгоды в освоении еще есть?
С.П.: Сильно быстро осваивать тоже не рекомендуется, потому что природа Арктики очень чувствительна. Если в средней России какие-то загрязнения могут быстро компенсироваться, то там на это могут уходить десятилетия и столетия.
Что предпринимается, для того чтобы минимизировать последствия добычи ресурсов?
С.П.: Это вопрос определенных санкций, чтобы предприятия вкладывались в специальные средства, которые снижали бы негативные последствия и загрязнение территории. Понятно, что без загрязнения вообще это делать невозможно, но чем больше внимания к этой проблеме будет обращено, тем меньше она будет накапливаться, так как все будут стараться ее решать.
По международному праву лишь восемь стран имеют право на освоение береговой зоны в Арктике. Однако существует конвенция ООН, по которой эта территория может быть расширена. Не приведет ли это к витку напряженности в регионе?
С.П.: Даже Китай, который совсем уж далек от Арктики, проявляет повышенный интерес к региону с точки зрения потенциальных ресурсов. Северный путь – также весьма интересное направление. Напряженность определенная есть. Например, отстаивание границ – тонкий и щепетильный вопрос, который рассматривается годами в ООН. России с каждым годом удается расширять границы своего присутствия. Основная борьба, наверное, еще впереди.