Новости
23.12.2020
ЕАЭС вновь стали раздирать споры
От создания единого газового рынка экономически выиграет Белоруссия, а Россия довольствуется возможными политическими выгодами
В начале 2021 года ожидается завершение подготовки международного договора об общем рынке газа в странах Евразийского экономического союза.
«Мы рассчитывали, что, может быть, получим этот договор даже в конце 2020 года, но, скорее всего, мы получим проект в начале 2021 года. Это соответствует программе формирования общего рынка газа», — заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович в эфире канала «Россия 24».
По его словам, в 2021 году положения документа можно будет согласовать, выполнить необходимые внутригосударственные процедуры и в 2022 году подписать договор, который позволит странам ЕАЭС с 1 января 2025 года иметь общий рынок газа.
Год назад председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян сообщил, что обсуждается несколько вариантов установления цены на транзит газа. Первый заключается в том, чтобы цена была общей для всех стран и не выше цен, установленных в России. Второй предполагает выведение на наднациональный уровень методики определения стоимости транзита. Третий предполагает, что национальные правительства сами будут определять стоимость транзита внутри своей страны (в соответствии с Союзным договором), а транзит между странами будет определяться международными соглашениями, сообщает журнал «Международная жизнь».
Большая часть положений документа была поддержана главами государств ЕАЭС еще в мае, однако вопрос тарифа на прокачку газа оставался открытым из-за позиции Белоруссии и Армении. В начале декабря Михаил Мясникович сообщал, что проработанные российской стороной предложения по договору ЕЭК рассчитывает получить в декабре-январе. При этом, по информации издания «Нефть и Капитал», белорусская сторона конкретизировала все пункты, в числе которых вопросы цен и тарифообразования.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович обращает внимание на вопрос интеграции, в том числе с Белоруссией, в рамках Союзного государства и ЕАЭС
— Этот общий рынок можно рассматривать как движение к еще более плотной интеграции, созданию единых правительственных структур. Создание единого рынка многими понимается как часть пути к этому. Но на самом деле Александр Лукашенко не выполнял обязательства, которые были подписаны. Можно говорить о переходе к рынку газа, но тогда надо согласовать хотя бы общий Налоговый кодекс, общий Гражданский кодекс. Но здесь мы также застряли.
Лукашенко и его команда говорят, что «Газпром» должен продавать Белоруссии газ по цене, которая есть в регионах России и при этом никаких обязательств со стороны Белоруссии. Россию такая система не устраивает.
Как идет интеграции в других областях, например: белорусская компания может приехать в Россию и продавать яблоки или молоко потребителям. «Газпром» не может продать газ конечному потребителю, он продает государственному посреднику, принадлежащему белорусскому правительству. Далее этот посредник перепродает газ с наценкой потребителю. Если общий рынок, то, значит, пришла российская компания и продает газ белорусскому потребителю. Но этого нет, а значит, говорить о полноценном движении к общему рынку не приходится.
Пока в документах ЕАЭС энергетика исключена примерно до 2024 года. Есть только планы дойти к этому времени до единого рынка, но нужно, чтобы Лукашенко согласился на новый уровень интеграции. Индикатором здесь могут быть Налоговый и Гражданский кодексы, а также возможность продавать газ напрямую белорусским потребителям. Если этого не будет (а Минск просто хочет получать газ по цене Смоленска), то непонятно, на что рассчитывать вообще.
«СП»: — Но ведь ЕАЭС — это не только Белоруссия.
— Да. И с Арменией была примерно такая же история при Николе Пашиняне. То же получали газ по низкой цене, что совершенно не приводило к политической лояльности, а наоборот. Здесь также возникает вопрос: насколько России был нужен такой вариант.
Они общий рынок понимают как — давайте газ по российским ценам.
Или Казахстан предлагает транспортировать их нефть и газ на Запад на условиях, которые Казахстану нравятся. Их экспорт частично идет через Россию, через Каспийский трубопроводный консорциум, но они хотят большего — общий рынок с дешевой транспортировкой. Однако когда поднимается вопрос о межправительственной структуре, то сразу говорят о суверенитете. А нам тогда это зачем? Поэтому и нет пока соглашения.
«СП»: — Реально его подписать через год, как надеется Мясникович?
— Если Лукашенко согласится пожертвовать частью суверенитета, согласится с опытом того же Евросоюза, который показывает, что можно идти на интеграцию и достигать национального успеха.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил, что договор является еще одним уровнем интеграции стран.
— Это энерго-политический шаг, потому что он часть интеграционных процессов. Ставится задача и максимальной энергетической интеграции, потому что энергетика — это базовая отрасль для всех экономик, позволяет странам сотрудничать более тесно и тем самым усиливает интеграционные процессы во всех отраслях. Это мультипликативный эффект.
«СП»: — России этот договор выгоден, учитывая многочисленные проблемы в тарифообразовании и т. д?
— Создание единого рынка — это еще большая интеграция экономик, усиление связей. Раньше, например, белорусский рынок был внешним и, соответственно, цена была как для внешних рынков, они на это жаловались. Цены в этом случае действительно зависят от конъюнктуры рынка — могут быть выше или ниже, чем, например, в Германии. А когда происходит интеграция, создание единого рынка, то цены начинают выравниваться с внутренними ценами России, что, естественно, снижает цены в соседних странах, участвующих в этом общем рынке. Поэтому так долго идет процесс запуска газового рынка.
Хотели сначала запускать электроэнергетический в первую очередь, но белорусам он не нужен. Сейчас еще Белорусская АЭС запускается, что позволит им торговать электроэнергией. А платят они за газ и за нефть. И это их интересовало. Создание единого рынка по газу дает ожидания, что стоимость газа снизится.
Россия получает политические выгоды, экономических нет. Газ в любом случае будет продаваться. Как выяснилось, у белорусов нет возможности альтернативных поставок, хотя они и пытались.
«СП»: — В свете стремления Европы перейти на «зеленую» энергетику, выгоден ли России общий рынок ЕАЭС?
— Если бы он позволял увеличивать объемы продаж или цены. А он ни к тому, ни к другому не приводит. Создание рынка, скорее, приведет к снижению стоимости. И больше, чем сейчас, Белоруссия потреблять не будет.
Казахстан сам избыточен по газу, занимается поставками.
Мы так долго не стремились к созданию этого рынка, потому что он не несет России финансовых преференций.