Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
Допускаю, что подобные обсуждения, по отмене монополии Газпрома на экспорт газа, могли происходить. Однако надо понимать, что для подобной реформы отсутствуют как политические, так и экономические предпосылки.
Российская Федерация и Газпром ведут активную политику по неприменению Третьего энергетического пакета к поставкам Газпрома в Европейский союз. Данный документ как раз и предусматривает подобное разделение деятельности и развитие энергетических рынков. Было бы странно со стороны правительства РФ вводить подобные отношения внутри страны и блокировать их за ее пределами.
Подобные разговоры ведутся еще с конца прошлого века. Принципиально для развития внутреннего энергетического рынка – это недискриминационный доступ к газовой инфраструктуре. Однако даже сейчас действующее законодательство позволяет заключать контракты с потребителями независимым производителям газа и организовать его транспортировку. Что, в том числе, делает и Роснефть.
При этом само разделение как организационная мера, на мой взгляд, - абсолютно непроработанный вопрос, его последствия никем серьезно не просчитывались. А цена ошибки весьма высока для всей страны и ее бюджета. Хотя надо признать, что такая мера могла бы способствовать повышению прозрачности и контролируемости расходов.