Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
02.03.2015
«Битва за Арктику» и возрастание внешнеполитической напряженности в регионе

Россия при необходимости готова с оружием в руках защищать свои национальные интересы в Арктике, угрозу которым Министерство обороны видит в активности развитых неарктических государств и нерешенности вопроса о разграничении континентального шельфа. При этом именно развитые арктические государства в лице США и Норвегии выражают озабоченность увеличением военного присутствия России в Арктике и видят в этом угрозу миру в регионе. 

На минувшей неделе внимание федеральных СМИ привлекли следующие события арктической повестки:

  • Коллегия Министерства обороны РФ: заявление министра обороны РФ С.Шойгу о широком спектре потенциальных угроз национальным интересам в Арктике, ответом на которые является масштабное увеличение военной инфраструктуры в регионе;
  • заявление министра обороны Норвегии Ине Эриксен Серей во время визита в Лондон о «безнадежно» испорченных отношениях с Россией в результате, в том числе, «агрессивных» действий по увеличению военного присутствия в Арктике;
  • сообщение о том, что американская компания ExxonMobil оценила свои убытки от приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на конец 2014 года в 1 млрд долларов.

Событие недели — это заявление министра обороны РФ С.Шойгу на заседании коллегии ведомства о широком спектре потенциальных угроз национальным интересам в Арктике, на которые Россия намерена ответить увеличением военной инфраструктуры и размещением новых подразделений. В частности, речь на заседании коллегии шла о наращивании группировки войск на Чукотском полуострове для обеспечения безопасности на Северном морском пути. Заявление С.Шойгу было воспринято как демонстрация готовности с помощью оружия защищать интересы в Арктике и предупреждение потенциальным «агрессорам». Наглядным доказательством последовательности политики увеличения военной инфраструктуры в Арктике, имеющей оборонительные, а не наступательные цели, стала информация о разворачивании новейших радиолокационных систем «Подсолнух» и испытаниях в арктических условиях ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С-1».

  • «Ни для кого не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций», — пояснил Шойгу. Поэтому постоянное военное присутствие в Арктике, как и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы, можно рассматривать как вопрос национальной безопасности, пишет РИА Новости. Также Сергей Шойгу сообщил о том, что Минобороны России будет наращивать группировку войск на Чукотском полуострове для обеспечения безопасности на Северном морском пути и отражения возможных угроз в Арктике. «Для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути и реагирования на возможные угрозы в Арктическом регионе наращивается группировка войск на Чукотском полуострове», — сказал глава военного ведомства на коллегии («Шойгу пообещал защитить Арктику», Dni.ru, 25.02.2015).
  • Информация об оснащении РЛС «Подсолнух» арктического побережья России лишний раз подчеркивает масштабность происходящих процессов в российской части циркумполярного региона. Российские военные вернулись в Арктику всерьез и надолго. <…> В российской части Арктики, действительно, развертываются, в первую очередь, средства обороны, а не наступления. И причин этому, вероятно, две. Первая — традиционная. В мире до сих пор не создано такой техники, которая могла бы абсолютно достоверно обнаружить в глубине моря атомную подводную лодку с ядерным оружием на борту и сопровождать ее неопределенно долгое время. Между тем, ракета с ядерной боеголовкой, выпущенная с атомной подводной лодки вероятного противника, находящейся в акватории Баренцева моря, долетает до Москвы меньше чем за 15 минут…. Вторая причина — экономическая. Несмотря на мировой финансовый кризис, никто в мире не отказался от разработки арктических месторождений нефти и газа. Да, часть этих проектов, особенно по нефти, отложена на год-два. Но совсем отказываться никто не хочет («Российские военные окапываются в Арктике», Эксперт, 24.02.2015).
  • Три зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1» в настоящее время проходят испытания в Арктике, сообщил первый заместитель управляющего директора по направлению ПВО ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова» Юрий Савенков. «У нас в Арктике сейчас три «Панциря-С». Арктическая версия комплекса должна позволять работать в особых условиях: это температура ниже 50 градусов, постоянная ночь и сильные ветра. Особенной должна быть система жизнеобеспечения. Перезимовав с нашими войсками на Новосибирских островах, мы поняли, как обеспечить эти нюансы», — передает ТАСС слова Савенкова («Начались испытания трех арктических вариантов ЗРПК «Панцирь-С1»», Взгляд, 24.02.2015).

При этом описание «потенциального агрессора» в выступлении С.Шойгу носило весьма уклончивый характер. С одной стороны, министр обороны видит угрозу в интересе к Арктике развитых стран, не имеющим непосредственного выхода к приполярным областям. Но под это описание, прежде всего, подходят Китай и Индия, которые в настоящее время скорее рассматриваются в качестве стратегических партнеров (в том числе, в Арктике), а никак не противников России. С другой стороны, фактором потенциальной нестабильности, по мнению С.Шойгу, является нерешенность вопроса о границах континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, однако пока нет никаких признаков, что арктические государства здесь готовы выйти за пределы дипломатического диалога. То есть стратегическое оборонное значение Арктики как потенциально уязвимого направления для агрессивных военных действий извне выносится министром обороны за скобки, а на первый план выводятся экономические интересы России, которые необходимо защищать.

  • «В настоящее время в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности нашей страны. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности министерства обороны является развитие в этой зоне военной инфраструктуры», — сказал Шойгу. Он отметил, что в последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению собственных территорий, в том числе в виде развития добычи углеводородов, а также совершенствования Северного морского пути, который все больше составляет конкуренцию привычным маршрутам из Европы в Азию. Он отметил, что в декабре прошлого года Минобороны создало объединенное стратегическое командование Северного флота для эффективного управления войсками и координации их действий по защите нацинтересов страны. Так, на ряде островов бвли развернуты подразделения, способное обеспечивать контроль обстановки и противовоздушную оборону («Россия готова с оружием в руках отстаивать свои интересы в Арктике», АиФ, 25.02.2015).
  • «Постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооружённой борьбы рассматривается как составная часть общей политики обеспечения национальной безопасности», — сообщил глава российского военного ведомства. Шойгу отметил, что в последние годы Россия приступила к хозяйственному освоению Арктики: в регионе ведется разведка и добыча углеводородов, развивается инфраструктура Северного морского пути, который становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. «Ни для кого не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций, — резюмировал министр. «Настойчиво в Арктику стремятся развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям, которые предпринимают определённые политические и военно-экономические шаги в этом направлении», — добавил Шойгу («Шойгу заявил, что Россия готова воевать за Арктику», Труд, 26.02.2015).

Расширение военного присутствия в Арктике вызывает реакцию со стороны государств-членов Арктического совета, которая имеет негативный характер. Сначала руководство НАТО заявило о том, что действия России по увеличению военного присутствия в Арктике не совпадают с интересами других арктических стран. Затем министр обороны Норвегии Ине Эриксен Серей во время визита в Лондон оценила отношения с Россией как безнадежно испорченные, причиной чему является не только и не столько кризис на Украине, сколько открытие военных баз в Арктике и воздушная активность ВВС РФ в регионе. В свою очередь западные издания выражают обеспокоенность полетами российских бомбардировщиков в непосредственной близости от норвежских границ, видя в этом признаки новой «холодной войны». Российские же СМИ склонны объяснять резкие заявления западных политиков усиливающейся конкуренцией за ресурсы Арктики, раздел которой другие страны-члены Арктического совета намерены провести без учета интересов России.

  • Шаги Москвы не совпадают с курсом и интересами других семи арктических стран, сказал главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Европе генерал Филип Бридлав. Ранее министр обороны Сергей Шойгу сообщил о планах наращивать группировку сил в Арктике в связи с новыми угрозами безопасности. В Пентагоне между тем добавили, что продолжают работать с партнерскими организациями в Арктике для обеспечения безопасности и стабильности в этом регионе («Американское военное руководство обеспокоено действиями России в Арктике», Эхо Москвы, 25.02.2015).
  • В заметке, в частности, рассказывается о норвежской базе Магерё. Недавно в один из «типичных» дней ее сотрудники наблюдали за российскими Ту-95 и звонили на военную базу Будё, после чего в воздух были подняты два F-16, пишет журнал. Как подчеркивает издание, оказалось, что бомбардировщики из России «практиковали» некие маневры за пределами арктического воздушного пространства Норвегии. 28 января еще два Ту-95 в сопровождении МиГ-31 были замечены у норвежского побережья; прошлой осенью также был сфотографирован Ту-22 у границ норвежского воздушного пространства, сообщается в материале. «Мы не видели подобной активности много лет», — сказал командир базы Магерё, полковник Арвид Хальворсен. «Кроме того, в последнее время миссии стали более сложными», — добавил он («Норвежцы не могут забыть о призраке «русского медведя» на пороге», Газета.ру, 25.02.2015).
  • Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Серей констатировала безнадежное ухудшение отношений своей страны с Москвой. «Мы находимся перед лицом другой России. Я бы хотела предостеречь от того, что многие рассматривают как проходящее явление. Ситуация изменилась. И она изменилась серьезно, — цитирует норвежского министра британская The Guardian. — Нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе. Потому что нормальности больше не существует». <…> Также к заявлениям об агрессии России Норвегию толкает и «наметившаяся гонка за раздел богатств Арктики», в которой нашей стране придется участвовать, добавил собеседник. «Россия уже сделала первые шаги, в северных регионах появились арктические войска, они не очень большие и не меняют баланса сил, но это информационный повод, который добавляет накала страстей, — пояснил Козюлин. — Норвежцы, видимо, также находятся под влиянием этих информационных поводов и сами их создают» («Министр обороны Норвегии поставила крест на отношениях с Россией», Взгляд, 26.02.2015).

Увеличение военного присутствия в Арктике направлено на защиту экономических интересов в регионе, однако в последнее время активность в освоении ресурсов арктического шельфа заметно снизилась. По мнению экспертов, «Роснефть» после введения западных санкций и вынужденного прекращения сотрудничества с ExxonMobil фактически заморозила свои арктические проекты. По информации СМИ, потери ExxonMobil от санкций составили 1 млрд долларов, что не является критической суммой для мирового гиганта нефтеиндустрии. Освоение Арктики связывается с сотрудничеством с китайскими нефтегазовыми госкомпаниями, однако данные рассуждения носят сугубо гипотетический характер, тогда как практического интереса Китая к арктическому шельфу не наблюдается. Кроме того, в СМИ появилась информация о том, что Минприроды РФ объявило тендер на коррекцию заявки на расширение континентального шельфа, необходимость которой возникла в связи с подачей аналогичной заявки со стороны Дании. Объявление данного тендера не привлекло широкого внимания СМИ, при этом определенное условиями тендера завершение работ датируется четвертым кварталом 2017 года, из чего можно сделать вывод, что в этом году (так же, как и в следующем) подача российской заявки в ООН не предполагается.

  • На мировом рынке нефтепроизводителей может появиться новый игрок, который затмит собой крупнейшие американские, саудовские и российские концерны. Речь идет о планируемом слиянии двух национальных корпораций Китая. Преобразившись в естественную монополию, они будут импортировать «черного золота» больше, чем США, и помогать России осваивать Арктический шельф. <...> Но если все-таки претворить в жизнь задуманное, получится, то у РФ появится новый инвестор для освоения Арктического шельфа, полагает Сергей Пикин. «Мощные ресурсы таят в себе солидные финансовые богатства. И для любого мегапроекта как раз нужен мегагигант, который мог бы помочь «Роснефти» в добыче шельфового «черного золота». Это снимет вопрос о спонсировании средствами из Фонда национального благосостояния. И Китай вряд ли откажется от такого партнерства, ведь у нас есть глобальные задачи, которые было бы интересно предложить потенциально крупному игроку», — резюмирует собеседник "РГ" («Вышка по пекински», Российская газета, 25.02.2015).
  • Американская компания ExxonMobil оценила свои убытки от приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на конец 2014 года в $1 млрд, говорится в отчете американской компании, размещенном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США. «Максимальная сумма убытков корпорации от этих совместных предприятий по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет $1 млрд», — подчеркивается в отчете («ExxonMobil оценила убытки от срыва проектов с «Роснефтью» в $1 млрд», Forbes, 26.02.2015).
  • Департамент по недропользованию на континентальном шельфе и мировом океане («Моргео», подведомственен министерству природы России) объявил тендер на выполнение работ по переработке российской заявки на расширение шельфа в Арктике, на эти цели планируется направить до 120 миллионов рублей, соответствующие документы размещены на портале госзакупок. <...> Согласно материалам к тендеру, исполнитель госконтракта должен, в частности, обновить проект заявки России с учетом новых данных экспедиции «Арктика 2014» и материалов заявки Дании, направленной в Комиссию по границам континентального шельфа в декабре прошлого года (в соответствии с которой королевство претендует на участок в Арктике площадью 900 квадратных километров), а также по замечаниям Минприроды РФ и заинтересованных органов исполнительной власти России. <…> Окончание работ назначено на четвертый квартал 2017 года. Документы на участие в конкурсе принимаются до 13 марта, подведение его итогов назначено на 17 марта («Заявка на расширение шельфа в Арктике требует еще 120 миллионов рублей», РИА Новости, 23.02.2015).